
Отличительной чертой этой рыбы являются высокий спинной плавник и рот, который расположен не как у всех карповых спереди морды, а снизу головы как у осетровых. Усы «квадратом» по две пары с каждой стороны по углам рта.

Во-первых, эта рыба находится под охраной и занесена в европейский красный список.
Во-вторых, это единственная рыба нашего региона с ядовитыми частями тела.
Учитывая вышесказанное, при поимке мароны её нужно отпускать.
Марона для меня всегда желанный трофей. Есть в ней чтото загадочное и манящее. Рыба редкая, всё жизнь проводит в течении, в стоячую воду не заплывает. Является самой сильной, упористой речной рыбой. Характер у неё просто бешенный, при вываживании делает резкие рывки, офигенные свечки, до которых щуке ещё курить, умеет очень быстро крутиться вокруг оси, и при этом не расслабляется ни на секунду, пока не попадёт в руки рыболову, да и в руках она сидеть спокойно не будет. После поимки позабавит вас различными довольно громкими звуками – пищит, булькает, квакает и т.п. По всему миру есть довольно много любителей, которые создают фанклубы, сайты, форумы, посвящённые ловле этой донной рыбы как отдельному направлению в рыболовле. В том числе и ловли мароны на спиннинг.
Естественных врагов у неё нет ввиду ядовитости. Враждует разве что человеком (исчезающий вид из-за загрязнений водной среды) да с голавлём (соревнуются с ним по всеядности и делят территории). Неплохо растёт в нашей реке, судя по тому что нередко попадаются экземпляры в районе 5 кг при максимальном набираемом весе в 6 кг. Маленькие маронки мне не попадались. В основном это 1-1,5кг, реже 2,5кг. Хотя видел я в районе Жидичина рыбаки ловили на личинку подёнки рыбок грамм по 100-150.
Ядовита марена впринцыпе не всегда, яд концентрируется за некоторое время до нереста и остаётся некоторое время после нереста. Больше всего яда находится не в самой икре а в ястыках – плёнках в которые завёрнуты порции икринок, благодаря чему её икру не трогают другие хищные рыбы. Есть у нас и экстрималы, которые пытаются аккуратно отделить икринки от плёнок и потрапезничать ими наподобие японцев с рыбой фугу. Если вам придёт в голову это сделать, тогда сначала прочитайте это:
Картина отравления. Ядовитое начало — ципринидин — имеет, по-видимому, небелковую природу. Химическая структура не установлена. Клиническая картина отравления ципринидином напоминает по симптоматике интоксикацию тетродотоксином, содержащимся в печени и половых продуктах рыбы фугу.
В пределах первого часа после употребления в пищу икры развивается тошнота, рвота, диарея, головная боль и общая слабость, цианоз кожи лица и слизистых. Прогрессирующая адинамия заставляет пострадавшего лечь. Дыхание затруднено. Состояние хорероподобное. В тяжелых случаях развивается паралич нижних конечностей и диафрагмы. Смерть наступает от остановки дыхания. На вскрытии — переполнение кровью и застойные явления во внутренних органах.
Первая помощь – удалить остатки пищи из желудка.
Рыба фугу содержит яд тетрадотоксин, который обезвреживается во время кулинарной обработки, ципринидин же намного устойчив к термообработке и начинает разрушаться лишь после 4 часов кипячения.
В нескольких деревнях Томской области имели место многочисленные случаи заболеваний с признаками холеры, из заболевших многие умерли. У больных, как сообщал врач П.И.Мессарош, наблюдалась рвота, понос, резкое похолодание тела, иногда судороги, менялся голос и весь облик лица. Однако виновником оказался не холерный вибрион, а рыба усач марона. Отравление "начинается странным, непонятным ощущением в стороне желудка и ощущением незначительной как бы сухости зева, при этом отравленным овладевает непонятный страх". Возникают тошнота и рвота, конечности холодеют, пострадавший не в состоянии держаться на ногах и неподвижно лежит в постели. В тяжелых случаях развивается восходящий паралич и удушье. Случаи отравлений ципринидином случаются гораздо чаще, чем принято думать.